Идиотизм как педагогическая нагрузка Григорий Тарасевич
Недавно стартовала акция «Бумажкам.Нет!». Пока все очень скромно: на сайте Pedsovet.Org начали собирать коллекцию документов, на составление, заполнение и изучение которых вынуждены тратить время учителя средней школы. Но, возможно, эта акция разрастется, и в вышестоящих головах зародится все-таки мысль о том, что красивые слова о модернизации не очень вяжутся с кипами бумаг, исчерканных шариковой ручкой....
«Перечень документов методической папки учителя по самоанализу работы. 1. Технологическая карта учителя: … 5. Программы по самообразованию с анализами: … 11. Анализ уроков взаимопосещения: …».
Иногда мне кажется, что реформу среднего образования нужно проводить радикально. Примерно так: учителя всех средних школ страны собираются где-нибудь возле здания Минобрнауки. С собой приносят ведомости, отчеты, рейтинги и прочие бумажки, которые им пришлось заполнять в минувшем учебном году. Сами они, конечно, не справятся — объем слишком велик. Но ученики с радостью помогут.
Из этих бумажек разводится здоровенный костер. Желающие могут водить вокруг него хороводы и петь что-нибудь жизнеутверждающее на тему модернизации и информационных технологий. После чего педагоги расходятся по своим школам. Работать. А именно — учить детей.
«Организовать рабочее место на основе ноутбука как органичную часть кабинета и как сегмент образовательного пространства Учреждения…»
Казалось бы — компьютеры и сети, которые есть уже в каждой школе, могут легко решить проблему составления отчетности. Нажал несколько клавиш, кликнул пару раз мышкой — и в единую базу данных поступила вся нужная информация. Но не тут-то было.
Организаторы акции «Бумажкам.Нет!» провели опрос среди учителей — сколько времени они тратят на составление всевозможных отчетов. 25% опрошенных заявили: больше 10 часов в неделю. Можно пофантазировать, как учитель мог бы потратить это время… Сходить с детьми в музей. Поговорить с невротичным старшеклассником о смысле жизни. Прочитать умную книжку. В конце концов, просто выспаться и привести в порядок расшатанные нервы.
Самое обидное, что никакая модернизация с информатизацией не помогают. По данным все того же опроса, 88% учителей считают, что объем бумажной работы по сравнению с прошлым годом только вырос. То есть учителям жилось туго, а стало еще хуже.
«В связи с Годом учителя вообще наступил полный беспредел. От нас, например, требовали ежедневных отчетов о мероприятиях…» — признался мне один из организаторов акции, руководитель Центра информатизации образования при НМЦ Красногвардейского района Петербурга Владимир Кучурин.
Грядущая реформа бюджетных учреждений, по идее, должна упростить школам жизнь. Но есть риск, что вместо этого объем бумажной работы может снова вырасти, причем заметно (ведь тут появится финансовая отчетность). И тогда систему образования просто парализует.
«Общекультурная и поликультурная компетентность обучающихся. Уровень толерантности. Показатели: …».
Вообще детальная отчетность не противоречит ни плановой, ни рыночной эконо мике. С социализмом все понятно: учет и контроль. В условиях рынка школа превращается в форму услуги. Только, в отличие от парикмахерской или техсервиса, она не может продемонстрировать четкий и прозрачный результат. Поэтому потребители (родители, государство, общество) должны получать подробный отчет о ее работе. Все вроде логично. Но…
В реальности управленческая ценность этих документов близка к нулю. Учитель тоже человек. Когда его просят ответить на сотни идиотских вопросов, он начинает высасывать ответы из своего перемазанного мелом пальца. Это не особо огорчает получателей отчетности — они сводят одни липовые показатели с другими и отсылают наверх. Наверху проделывают ту же операцию и шлют отчетность дальше. И я сильно сомневаюсь, что на основе этого потока цифр принимаются хоть какие-то решения. Отчетность существует как чисто культурный феномен.
ИСТОЧНИК