Рассказать об учителях из Чеховского районного клуба «Педагог года» с беспристрастностью очевидца вряд ли возможно: любой очевидец хотя бы одной из акций клуба, любой собеседник, удостоенный удачи общаться с его членами непременно становится лицом, влюблённым в это прекрасно-увлекательное содружество, а потому пристрастным.
Наталья Мотина
По большому счету, занять авангардную роль в учительской профессии, «засветиться» открытым уроком или статьёй в образовательном журнале не так уж и сложно. Другое дело - новатopcтвo с его философией, рождённой физической неспособностью человека жить в рамках старых форм, подразумевающей его по-гружение в любимое занятие и готовность к полной самоотдаче без какого-либо упования на славу. Сама Наталья Талаева, руководитель Чеховского учительского клуба, считает, что вряд ли смогла бы стяжать лавры финалиста областного конкурса, победителя ПНПО «Лучшие учителя России», без надёжной и грамотной поддержки специалистов управления образования, учебно-методического центра, ряда лучших учителей района. Поэтому когда пришла её очередь подставлять своё плечо новому поколению -сделала это не задумываясь. - Клуб победителей и лауреатов Московского областного конкурса «Педагог года» - изобретение гениальное и очень грамотно структурированное, - считает Наталья Евгеньевна. - Радиус его действия позволяет каждому из нас расти бесконечно, находясь в самом центре лаборатории педагогических новаций России, и в то же время «обкатывать» новые методики на местах, общаясь с молодой творческой порослью. Думающему педагогу клуб предоставляет огромное поле для размышления, анализа и выводов. Кстати, о выводах. Одна из злободневных задач, которую ставят сегодня перед собой активисты клуба, - научить учителя подняться над уроком, осознать, что же сделано не так, даже если сам урок прошёл внешне блестяще. В ежедневной текучке на такое обдумывание времени не хватает, и, в частности, проведение районного этапа конкурса подтверждает неотработанность этой наиважнейшей части организации учебного процесса. Порой педагог интуитивно чувствует свои плюсы и минусы, но отчётливого объяснения им дать не может, а невнятность слова, как известно, - свидетельство невнятности мысли. О необходимости обучения самоанализу всегда идёт речь в общении с учителями на всех уровнях, но особое внимание в развитии данного навыка уделяется при работе с участниками районного конкурса «Педагог года», как будущими полпредами передовых технологий в своих школах. Наверное, поэтому в ходе проведения профессионального конкурса учителей в Чеховском районе театрализованные представления сменились мини-уроками, а те, в свою очередь, - мастер-классами. Чуткое ухо педагога реагирует не только на перемену настроения в классе или аудитории. Оно не могло не услышть, что так любимые все¬ми открытые уроки могут вызвать внутреннее непонимание и даже раздражение учителя, в классе которого даётся урок, поскольку волей-неволей заставляют детей сопоставлять разные формы подачи материала и делать выводы часто не в пользу своего наставника, прежде столь любимого. А мастер-класс позволяет сделать отбор, не ущемляя при этом учительского самолюбия. Незыблемым остаётся курс на проведение уроков-праздников, уроков-открытий, помогающих детям увидеть в предмете нечто такое, что раньше не замечалось, а учителю - просто загореться и сказать: «Надо же, как здорово!». - Сейчас мы уже задумываемся о том, что надо сделать на следующий год, - делится планами Наталья Евгеньевна. - Решили, что перед на¬чалом отборочных этапов районного конкурса мастер-класс покажут члены жюри, участники конкурсов прежних лет. В результате снимется вопрос «А судьи кто?». К тому же конкурсанты, познакомившись с различными вариантами этой новой формы представления педагогического опыта (среди которых, возможно, будут и противоречивые), избегут невольного калькирования увиденного, но, переосмыслив его, смогут найти собственный путь. В минувшем году своё умение проводить мастер-класс педагогам района показали финалисты областного конкурса Ольга Шкунова, Екатерина Новикова и, конечно же, Наталья Талаева. Их активное участие в работе областного клуба, непосредственная помощь в проведении областных учительских мероприятий позволяет им каждое новое слово в преподавании доводить до коллег и внедрять в школах района. Расширить диапазон такой деятельности поможет «методический автобус», выезд которого в одну из сельских школ запланирован на второе полугодие. Что касается новых претендентов на успешное выступление в области, то для них создаётся экспертный совет, способный посредством «мозговой атаки» поддержать своего выдвиженца. Время одиночек давно прошло, и удача конкурсанта – это не столько способ обретения личного ценного подарка, сколько ещё одно окно для всех учителей района в огромный мир педагогического новаторства. Впрочем, именно благодаря энтузиазму и горению каждого отдельно взятого лидера и может двигаться образовательный локомотив всего района, всей области. Возьмём, в частности, школьные музеи. Как правило, большинство их руководителей - энтузиасты. А вот новатор из них далеко не каждый. Музей в Новобытовской школе в Чеховском районе начал создаваться несколько десятилетий назад, а с 2000 года его руководи¬телем стала Наталья Талаева – и потому что историк по образованию, и потому что у истоков составления богатой краеведческой коллекции стояла её мама Валентина Журина, завуч школы по воспитательной работе, и, главное, в силу своей вездесущей неугомонности. Сегодня музей, носящий имя героя войны 1812 года Дмитрия Дохтурова, непременный участник районных, областных и российских мероприятий, проводимых в сфере образования и культуры. Так, по итогам областного конкурса «Хроника одного события» юные краеведы изпосёлка Новый Быт вышли в числофиналистов. - Именно из журнала «Открытый урок» мы узнали о конкурсе «Маленькая страна», объявленном Министерством образования Московской области, - рассказывает Наталья Евгеньевна. - Участие в номинации «Самая красивая традиция образовательного учреждения» позволило нам в этом году присутствовать на церемонии награждения победителей в выставочном центре «Крокус-сити». Мы очень благодарны Министерству образования, которое даёт возможность небольшим музеям получать весомую материальную поддержку. 3аработанныe в честных боях сканер и видеокамера позволят теперь нам заметно укрепить базу фото- и видеоматериалов. Любой конкурс, по мнению Натальи Талаевой, принимают ли в нём участие отдельные ученики, школы или целые районы, полезен для учителя. Даже тот, в котором не удалось пробиться к победе, потому что состязания указывают направление, в котором нужно двигаться. А двигаться надо всегда.