В стране не пять
лучших педагогов! Их гораздо больше!
Пятерка финалистов «Учитель года России-2009» (слева
направо): Вадим Муранов (Подмосковье), Наталья Никифорова (Магнитогорск),
Владимир Кружалов (Москва), Нина Заварыкина (Владимирская область), Светлана
Прокофьева (Псков).
Но таковы условия конкурса «Учитель года России»
Александр МИЛКУС, Фото автора. — 05.10.2009
Из победителей региональных соревнований сначала отбирают
15, потом - 5. И только затем единственного, которому вручают приз - «Большого
хрустального пеликана». Самого лучшего должны сегодня назвать в Москве.
Вот что интересно: уже через неделю соревнований приехавшие
на конкурс учителя сами почти безошибочно называют лидеров. Проверено:
подходишь к любому и просишь назвать тех, чьи открытые уроки и презентации
больше запомнились. Список на 90% у всех будет одинаков. Как правило, этих же
людей выделяет и профессиональное жюри.
На этот раз в пятерку финалистов-2009, объявленную в субботу
в здании Фундаментальной библиотеки МГУ, вошли литератор Нина Леонидовна
Заварыкина, историк Владимир Владимирович Кружалов, физик Вадим Александрович
Муранов, математик Наталья Сергеевна Никифорова и преподаватель немецкого
Светлана Дмитриевна Прокофьева.
Чем с каждым годом все больше отличаются финалисты?
Уверенностью в своих профессиональных навыках, гражданской ответственностью.
Последний конкурс: пятерке предстояло обсудить будущее школы с министром
образования и науки Андреем Фурсенко. Говорили учителя о болевых точках
российского образования страстно.
- У нас в Пскове молодым учителям дают подъемные - по 50
тысяч. И почти сразу все вакансии в школах были заняты. Приходят интересные
продвинутые ребята, - рассказывает Светлана Прокофьева. - Но приживаются не
все. Не принимает их старшее поколение. Нужно, чтобы и руководители были людьми
нового типа.
- А ЕГЭ по литературе будет сохранен? - поинтересовалась
Нина Заварыкина.
- Хорошо бы учителям получить государственный статус и чтобы
их работа финансировалась из федерального, а не из местного бюджета! -
предложил, сорвав аплодисменты зала, Владимир Кружалов.
Пришлось министру подробно, как настоящему ученику, держать
ответ:
- Платят учителям из регионального бюджета. И, по сути,
учителя являются госслужащими, - объяснил Фурсенко. - Но звание госслужащего
само по себе не сахар и никаких дополнительных финансовых благ не несет, только
прибавляет ответственности. Учителя должны получать не меньше, чем средняя
зарплата в регионе. Знаю, что кое-где она существенно меньше. И это очень
плохо. Это и сказывается на социальном статусе учителя.
ЕГЭ по литературе сохранится. Но самое худшее, что мы можем
сделать, - натаскивать детей на сдачу экзаменов. В школе должны и сочинения
писать, и произведения разбирать.
...И еще. Учительский конкурс - все-таки особый. Наверняка у
каждого приехавшего на «Учителя года» есть амбиции, желание победить. Но при
всем при том атмосфера удивительно чуткая и доброжелательная. По-моему,
главное, что происходит на конкурсе, - это не определение победителя, а
знакомство педагогов между собой. С этого начинается дружба - и профессиональная,
и личная. Сообщество «Пеликанов» - участников соревнований - с каждым годом
расширяется. Учителя обмениваются методиками, наработками, приезжают друг к
другу в гости с открытыми уроками. Образовательное пространство становится
по-настоящему общим.
5 ФИНАЛИСТОВ:
Нина Леонидовна Заварыкина, учитель русского языка и
литературы школы № 9 города Вязники Владимирской области. Педагогический стаж:
21 год. Руководит школьной эстрадно-театральной студией «Курьез», в которой
занимается более 50 ребят.
- Моя мама больше тридцати лет преподавала литературу. Я же
сначала поступила на юрфак. А потом гены взяли свое и я стала филологом, -
рассказывает она. И обе дочери Нины Леонидовны поступили на тот же факультет,
который в свое время оканчивала их мама. Одна еще учится, другая его окончила.
Вот только в школу она не пошла - увы, не нашлось вакансий.
Владимир Владимирович Кружалов, учитель истории и
обществознания гимназии № 1542 города Москвы. Педагогический стаж: 12 лет. Не
только успевает учить ребят, путешествовать, но еще и заканчивает диссертацию
на соискание степени кандидата исторических наук.
Вадим Александрович Муранов, учитель физики и информатики
школы № 14 города Ногинска Московской области. Педагогический стаж: 12 лет.
Любит читать фэнтези и интересуется молодежной культурой, чтобы «лучше понимать
своих учеников».
Наталья Сергеевна Никифорова, учитель школы № 5 с
углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области.
Педагогический стаж: 7 лет. Составляет задачники для проведения олимпиад
школьников. А еще увлекается йогой и старается по возможности много
путешествовать.
Светлана Дмитриевна Прокофьева, учитель немецкого языка
гуманитарного лицея Пскова. Педагогический стаж: 19 лет.
Методист-мультипликатор в Немецком культурном центре им. Гете.
- Если на тебя навалилась усталость, надо потанцевать, -
советует она. - Каждый год на выпускном вечере мы с коллегами исполняем с
выпускниками шутливые или изысканные танцы. Еще я могу сшить любую вещь - от
блузки до пальто. Но самое мое большое увлечение - немецкий язык.
«Комсомолка» присоединяется к сотням тысяч поздравлений,
которые сегодня прозвучат в адрес педагогов по всей стране. Дорогие наши
учителя, кем бы мы стали, если бы не ваш труд, терпение и знания?
Извините, если порой бываем к вам невнимательными и
вспоминаем редко - иной раз только в День учителя. Но вы и сами все понимаете -
хлопоты на работе, собственные дети...
Мы вас любим! Искренне. И помним! |